Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Наш адрес:

Ямало-Ненецкий АО, Пуровский р-н,

г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 25

Телефон приёмной:

8 (34997) 6-06-10

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы от 01.11.2017


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 ноября 2017 г. № 318-ПА
г. Тарко-Сале


Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
муниципального образования Пуровский район и муниципального образования
город Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы



В соответствии со статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Пуровский район, утвержденного решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 ноября 2013 года № 194, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Тарко-Сале, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Тарко-Сале от 28 октября 2015 года № 30 постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы.
2. Управлению информационно-аналитических исследований и связей с общественностью Администрации Пуровского района (И.С. Аракелова) разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования Пуровский район.
3. Опубликовать настоящее постановление в Пуровской районной муниципальной общественно-политической газете "Северный луч".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации района по вопросам финансов Е.М. Артемьеву.


И.п. Главы района               Н.А. Фамбулова


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации района
от 01 ноября 2017 года № 318-ПА


Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы


I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале (далее – Пуровский район, район, город Тарко-Сале, соответствующее муниципальное образование)
на 2018 – 2020 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Пуровский район, утвержденного решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 ноября 2013 года № 194, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Тарко-Сале, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город
Тарко-Сале от 28 октября 2015 года № 30.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пуровского района и города Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках составления проекта бюджета Пуровского района и бюджета города Тарко-Сале на очередной финансовый год и плановый период с учётом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2017 – 2019 годы.
Бюджетная и налоговая политика Пуровского района и города Тарко-Сале на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 декабря 2016 года, основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанными Министерством финансов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 597, 598, 599, 601, 606, от 01 июня 2012 года № 761, от 28 декабря 2012 года № 1688 (далее – Указы), решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 22 декабря 2011 года
№ 87 "О стратегии социально-экономического развития муниципального образования Пуровский район на период до 2020 года, определение долгосрочной перспективы до 2030 года" (далее – Стратегия), постановлением Администрации Пуровского района от 19 ноября 2013 года № 193-ПА "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами", муниципальными программами Пуровского района и муниципального образования город Тарко-Сале.
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики соответствующего муниципального образования является определение условий и основных подходов к формированию проектов бюджета Пуровского района и бюджета города Тарко-Сале на 2018 – 2020 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Пуровского района и бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав территории Пуровского района (далее – бюджеты поселений, поселения), развития экономики и социальной стабильности.

II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и в первой половине 2017 года

Проводимая в отчётном периоде бюджетная и налоговая политика, несмотря на непростые экономические условия, позволила правильно определить цели и задачи в области муниципальных финансов, направления использования бюджетных средств, а также создать условия для эффективного расходования финансовых ресурсов и для развития экономики соответствующего муниципального образования.
Проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили исполнить расходную часть бюджета с учетом возникших непредвиденных расходов по ликвидации последствий эпидемиологической обстановки на территории Пуровского района. Также удалось обеспечить исполнение в полном объёме принятых социальных, публичных обязательств, сохранить социальную направленность бюджетов соответствующих муниципальных образований.
По итогам 2016 года в консолидированный бюджет Пуровского района поступило 2 568 млн. рублей налоговых платежей, в бюджет города Тарко-Сале – 170 млн. рублей соответственно.
По сравнению с предыдущим годом наблюдается рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пуровского района на 106 млн. рублей, в бюджет города
Тарко-Сале – на 2 млн. рублей соответственно.
Как и в предыдущие периоды основной объем налоговых доходов соответствующего муниципального образования сформирован за счет поступлений налога на доходы физических лиц. В 2016 году доходы от поступления в консолидированный бюджет Пуровского района этого налога составили 94% всего объема налоговых доходов, в бюджет города Тарко-Сале – 91% соответственно.
Основными изменениями, повлиявшими на сокращение объема поступлений неналоговых доходов в местные бюджеты в 2016 году и в начале 2017 года, являются изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации. С 1 марта 2015 года вступили в силу положения Земельного Кодекса Российской Федерации, которые устанавливают предельный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и предоставленные для размещения линейных объектов федерального и местного значения, а так же для проведения работ, связанных с использованием недр. Снижение объема арендных платежей в консолидированный бюджет Пуровского района составило 30,9% от объема поступлений 2015 года.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Пуровского района в 2015 – 2016 годах характеризуется следующим образом:
тыс. рублей

Наименование

2015 год

2016 год

% к предыдущему году

Налоговые доходы

2 461 862

2 568 109

104,3

в том числе

 

 

 

Налог на доходы физических лиц

2 315 878

2 392 643

103,3

Акцизы на нефтепродукты

18 712

33 377

178,4

Налоги на совокупный доход

109 722

122 672

111,8

Налоги на имущество

8 084

10 383

128,4

Прочие налоги и сборы

9 466

9 034

95,4

Неналоговые доходы

1 709 040

654 510

38,3

в том числе

 

 

 

Доходы от использования, находящегося в муниципальной собственности

1 456 307

537 870

36,9

в том числе

 

 

 

аренда земельных участков 

1 427 075

416 666

30,9

Платежи при пользовании природными ресурсами

175 514

40 075

22,8

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

32 846

31 009

94,4

Прочие неналоговые доходы

44 373

45 557

102,7

Итого

4 170 902

3 222 619

77,3

Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Тарко-Сале в 2015 – 2016 годах характеризуется следующим образом:

тыс. рублей

Наименование

2015 год

2016 год

% к предыдущему году

Налоговые доходы

168 091

170 371

101,4

в том числе

 

 

 

Налог на доходы физических лиц

158 048

156 544

99,0

Акцизы на нефтепродукты

3 972

7 086

178,4

Налоги на совокупный доход

195

470

241,0

Налоги на имущество

5 538

6 094

110,0

Прочие налоги и сборы

339

176

52,0

Неналоговые доходы

34 307

36 417

106,1

в том числе

 

 

 

Доходы от использования, находящегося в муниципальной собственности

30 359

33 302

109,7

в том числе

 

 

 

аренда земельных участков 

29 790

32 091

107,7

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

3 615

2 409

66,6

Прочие неналоговые доходы

333

706

212,0

Итого

202 398

206 788

102,2


В Пуровском районе продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам. По состоянию на 1 августа 2017 года в девяти муниципальных образованиях установлены дополнительные налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, в восьми муниципальных образованиях установлены дополнительные налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц.
В 2016 году дополнительными налоговыми льготами в Пуровском районе по местным налогам воспользовались 57 юридических лиц, а также 1 697 физических лиц, 22 юридических лица и 916 физических лиц в городе Тарко-Сале.
Выпадающие доходы местных бюджетов Пуровского района, обусловленные применением дополнительных налоговых льгот, фактически являются налоговыми расходами бюджета. Согласно проведенному анализу налоговые расходы консолидированного бюджета Пуровского района в результате предоставления дополнительных налоговых льгот в 2016 году составили 6 794 тыс. рублей, города
Тарко-Сале – 4 351 тыс. рублей.
В связи с изменениями, внесёнными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет Пуровского района и бюджеты поселений, сформированы в новой структуре бюджетной классификации расходов Российской Федерации. Учитывая, что с 2014 года применяется программный метод планирования бюджетных расходов, указанные изменения повлекли за собой изменения структуры муниципальных программ, структура которых сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий.
Также как и в 2015 году, доля расходов, осуществляемых в рамках программных мероприятий, в 2016 году составила 98,9% от общего объёма расходов бюджета Пуровского района. В 2016 году осуществлялась реализация 13 муниципальных программ, общий объём бюджетных средств, которые были направлены на реализацию программных мероприятий, составил 8 091 млн. рублей.
Традиционно наибольшую долю в структуре муниципальных программ составили расходы на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) – более 66% от общего объёма финансирования муниципальных программ.
Следует отметить, что в 2016 году объём финансирования социальной сферы в рамках программных мероприятий увеличился относительно уровня 2015 года на 2,6%.
Значительная часть мероприятий муниципальных программ реализовывалась в муниципальных образованиях Пуровского района. Доля межбюджетных трансфертов, переданных в рамках реализации муниципальных программ в местные бюджеты, составила 1 120 млн. рублей или 14%.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ Пуровского района проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств.
По итогам проведённой оценки за 2016 год реализация всех муниципальных программ Пуровского района признана эффективной. Из 230 показателей эффективности реализации муниципальных программ и подпрограмм 179 показателей (78%) достигли или превысили плановое значение, исполнение по 26 показателям (11%) составило от 85% до 99,9%, по 14 показателям (6%) – от 50% до 85% и по 11 показателям (5%) – менее 50%.
За отчетный период исполнение мероприятий муниципальных программ составило 8 091 млн. рублей или 95,7% от утвержденных бюджетных ассигнований. В рамках реализации муниципальных программ Пуровского района привлекались средства окружного и федерального бюджетов. Так, в отчётном году объем привлечённых средств федерального бюджета составил 64 млн. рублей, окружного – 3 147 млн. рублей.
В целом консолидированный бюджет Пуровского района за 2016 год по доходам исполнен в сумме 8 305 млн. рублей при плане 8 269 млн. рублей или 100,4%, по расходам исполнен в сумме 8 580 млн. рублей, при плане 8 994 млн. рублей или 95,4%.
Исполнение бюджета города Тарко-Сале по доходам составило 481 млн. рублей при плане 505 млн. рублей или 95%, по расходам – 486 млн. рублей при плане 521 млн. рублей или 93%.
Если в 2015 году, учитывая нестабильную и непростую экономическую ситуацию в стране, наблюдалось значительное снижение объёма освоенных бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, то в 2016 году удалось не только сохранить указанный показатель на должном уровне, но и незначительно повысить его (в сравнении с 2015 годом рост показателя почти 6%). Несмотря на это, хочется подчеркнуть важность определения приоритетности мероприятий и оптимального распределения объёма бюджетных ассигнований с целью завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов высокой степени готовности.
Для улучшения жилищных условий населения, снижения доли ветхого и аварийного жилищного фонда, повышения качества коммунальных услуг, предоставляемых населению, обеспечения объектами коммунальной инфраструктуры земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, в отчётном году в районе осуществлялось жилищное строительство и строительство объектов коммунальной инфраструктуры. Их доля в общем объеме бюджетных инвестиций в 2016 году составила 73%, объектов образования – 25%, прочих объектов – 2 %.
Если в 2015 году на строительство объектов коммунальной инфраструктуры было направлено 71 млн. рублей, то в 2016 году на аналогичные мероприятия было направлено более 136 млн. рублей.
Объём строительно-монтажных работ в отчётном году увеличился почти на 6% в сравнении с 2015 годом. Были введены в эксплуатацию два объекта в городе Тарко-Сале: бассейн на 6 дорожек и детский сад на 300 мест.
В агропромышленном комплексе района занято 1 046 человек, 80% из которых составляют коренные народы Севера. С целью сохранения и развития традиционных отраслей хозяйствования: оленеводство, рыбодобыча, производство и заготовка мяса, сбор дикоросов, охотпромысел – осуществлялась поддержка агропромышленного комплекса Пуровского района. На субсидирование восьми предприятий: два сельскохозяйственных, пять рыбодобывающих и одно рыбоперерабатывающее – в 2016 году было направлено 93 млн. рублей.
Для создания благоприятных условий, с целью повышения качества предоставления услуг населению района и обеспечения их доступности, осуществлялось субсидирование таких направлений, как транспорт, малое и среднее предпринимательство.
Объём созданного в 2014 году дорожного фонда Пуровского района сохранился в 2016 году на уровне 2015 года. Его средства были направлены на содержание и строительство объектов улично-дорожной сети в поселениях района и на обустройство и содержание зимних автомобильных дорог района.
Решение жилищной проблемы в районе остаётся острой и актуальной, так как большая часть жилого фонда – это ветхий и аварийный жилой фонд.
В течение 2016 года в рамках программных мероприятий муниципальной программы "Обеспечение качественным жильём" осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан и сокращение доли ветхого и аварийного жилья.
Из бюджета района производились социальные выплаты для приобретения (строительства) жилья или строительства индивидуального жилого дома многодетным семьям, осуществлялась поддержка семей и специалистов, проживающих в сельской местности.
В целях снижения социальной напряжённости и улучшения качества жилищного фонда реализовывались мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания, с учетом средств, поступивших из Фонда реформирования ЖКХ, и из жилых строений, не отнесенных к жилым помещениям. Производились социальные выплаты для улучшения жилищных условий наиболее активной части населения – молодым семьям.
Всего в 2016 году на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий населения района было направлено более 168 млн. рублей. Жилищные условия улучшили 97 семей.
В районе с 2012 года осуществляется работа по оценке качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета Пуровского района, направленная на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. При расчете показателей мониторинга качества финансового менеджмента учитывались в том числе бюджетные правонарушения, допущенные в отчетном периоде главными администраторами средств бюджета района и выявленные по результатам проведения проверок (ревизий) контрольными органами. Сводный рейтинг главных администраторов средств бюджета района размещен на Интернет-сайте Департамента финансов и казначейства Администрации Пуровского района (далее – Департамент финансов).
В рамках ежегодно проводимой комплексной оценки качества каждому муниципальному образованию в Пуровском районе присвоена степень качества организации и осуществления бюджетного процесса, составлен и размещен на Интернет-сайте Департамента финансов рейтинг муниципальных образований по качеству организации и осуществления бюджетного процесса.
Постановлением Администрации Пуровского района от 24 марта 2016 года № 111-ПА утверждена Программа по повышению эффективности управления муниципальными финансами в Пуровском районе на период до 2018 года. В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры, направленные на совершенствование и создание нормативной правовой базы района в сфере муниципальных финансов, также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.
Реализация плана мероприятий обеспечит достижение основной цели данной программы – повышение эффективности управления муниципальными финансами для обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пуровского района в долгосрочной перспективе как основы достижения приоритетов и целей социально-экономического развития района.
В первой половине 2017 года главными распорядителями бюджетных средств, ответственными за предоставление субсидий в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проведена работа по приведению нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий из соответствующего бюджета, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг". Для выполнения требований подпункта "д" пункта 4 указанного постановления финансовым органом утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии юридическим лицам.
Одним из направлений деятельности Департамента финансов с 1 января 2017 года стала реализация требований части 5 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части контроля:
1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
- в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) за соответствием информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Одновременно Департамент финансов осуществляет контроль, предусмотренный подпунктом "в" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну".
Контроль финансового органа в первую очередь ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, а порядок осуществления такого контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, установлен Правительством Российской Федерации.
По результатам проводимой департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа оценки степени качества осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа с 2012 года Пуровский район в рейтинге муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа признается соответствующим I степени качества организации и осуществления бюджетного процесса, что свидетельствует о высоких результатах деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов.
III. Цели и задачи налоговой политики на 2018 год
и плановый период 2019 и 2020 годов
Важным фактором проводимой налоговой политики является необходимость сохранения бюджетной устойчивости и обеспечения бюджетной сбалансированности бюджета Пуровского района и бюджета города Тарко-Сале.
Налоговая политика в муниципальных образованиях будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства субъекта и муниципальных правовых актов.
В районе будет продолжена поддержка малого и среднего предпринимательства путем сохранения действующего режима налогообложения, предусматривающего пониженные ставки при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектов налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". При этом целесообразно рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных ставок налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Кроме того, с 1 января 2018 года планируется снизить на 1 процентный пункт ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
В текущем году на федеральном уровне будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил установления и взимания неналоговых платежей.
В плановом периоде аналогичная работа будет проведена и в автономном округе. В 2018 году органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе необходимо сформировать перечни обязательных неналоговых платежей, установленных соответственно законодательством автономного округа и муниципальными правовыми актами.
Систематизация неналоговых платежей должна с одной стороны сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой – повысить эффективность администрирования таких платежей.
При этом необходимо усилить контроль за своевременностью и полнотой поступления неналоговых платежей в консолидированный бюджет Пуровского района и города Тарко-Сале.
Важной задачей в части управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам является совершенствование механизмов администрирования и информационного взаимодействия, стимулирование быстрой уплаты платежей.
С 2011 года проводится оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Такая практика будет продолжена и в последующие годы.
При этом на федеральном уровне Министерством финансов Российской Федерации будет разработана общая методология оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к налоговым расходам.
Такой же "проектный" подход к льготам, предоставленным в соответствии с муниципальными правовыми актами, будет использован и в муниципальном образовании.
В рамках данного направления на первом этапе будет проведен дополнительный анализ налоговых льгот, установленных муниципальными правовыми актами, их соотнесение с целями и задачами соответствующих муниципальных программ и (или) целями муниципальной политики автономного округа.
На втором этапе необходимо определить целевые индикаторы, уточнить порядок проведения оценки эффективности льгот с точки зрения поставленных целей, а также механизм их корректировки либо отмены в случае, если цели не достигаются.
При этом при принятии решений о введении новых налоговых льгот необходимо продолжить практику их установления на ограниченный срок с возможностью пролонгации только по результатам проведения оценки эффективности и достижения целей, ради которых эти льготы принимались.
IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2018 – 2020 годы
Сложившиеся параметры социально-экономического развития района в прошедшем бюджетном цикле определили бюджетные решения, направленные на сбалансированность бюджетной системы. Таким образом, в приоритетах бюджетной политики Пуровского района в среднесрочном периоде сохранится преемственность ранее принятых бюджетных решений, обеспечивающих стабильность бюджета района и направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация финансовых ресурсов, более качественная увязка бюджетных расходов с долгосрочными программами развития района.
В этой связи основными направлениями бюджетной политики на 2018 – 2020 годы являются:
- поддержание сбалансированности бюджета Пуровского района и бюджетов поселений с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов;
- реализация заключительного этапа выполнения "майских" Указов Президента Российской Федерации;
- совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ;
- оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе контроля за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями и предприятиями;
- повышение эффективности бюджетных расходов на осуществление инвестиционных проектов;
- развитие и совершенствование межбюджетных отношений в Пуровском районе;
- повышение ответственности главных распорядителей средств бюджета Пуровского района и города Тарко-Сале;
- обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов путем внедрения демократических бюджетных процедур инициативного бюджетирования.
1. При формировании бюджетов соответствующих муниципальных образований на предстоящий трехлетний период основополагающим принципом будет являться сбалансированность бюджета Пуровского района.
В связи с этим как планирование, так и исполнение бюджета Пуровского района и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав территории Пуровского района, должны осуществляться без каких-либо дисбалансов, чтобы они не привели к таким негативным последствиям, как недофинансирование бюджетных учреждений, образование кредиторской задолженности, неисполнение муниципальных заданий.
В первоочередном порядке при формировании местных бюджетов необходимо предусмотреть финансовые ресурсы на реализацию всех принятых обязательств перед населением. Этот принцип остается неизменным уже много лет.
Бюджетная политика района должна быть направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Одним из таких направлений является концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и совершенствование механизмов ответственности главных распорядителей бюджетных средств за принимаемые ими бюджетные решения.
После определения предельных объёмов по каждому главному распорядителю бюджетных средств, предназначенных, как правило, на текущую деятельность, целесообразно по мере определения объема доходов бюджета рассматривать предложения по планированию бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий с одновременным обоснованием ожидаемого конечного результата.
Важным остаётся правило, что любое новое принятое расходное обязательство либо увеличение действующего расходного обязательства должно быть обеспечено соответствующим источником финансирования.
Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен экономно с достижением максимального эффекта. В связи с этим важным направлением бюджетной политики в 2018 – 2020 годах является сокращение (перераспределение) неэффективных расходов. Проводимая главными распорядителями бюджетных средств в данном направлении работа должна носить постоянный характер.
По-прежнему остается актуальной работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления по следующим направлениям:
- оптимизация выполняемых ими функций и полномочий, порядка их исполнения, централизация обеспечивающих функций;
- повышение "производительности" персонала, стимулирующей роли оплаты труда в увязке с результативностью деятельности, а также над сокращением расходов, непосредственно не связанных с результатами деятельности, в том числе расходов на услуги повышенной комфортности, транспортное обслуживание, связь, командировки;
- недопущение увеличения численности работников органов местного самоуправления;
- недопущение изменений в течение финансового года структуры органов местного самоуправления, приводящих к увеличению расходов на оплату труда.
2. В текущем году завершается процесс совершенствования систем оплаты труда муниципальных учреждений Пуровского района и муниципального образования город Тарко-Сале. Данные изменения приведут к зависимости оплаты труда работников от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективных результатах деятельности учреждения и повышении качества оказываемых учреждением услуг.
Важным направлением бюджетной политики является завершение в очередном финансовом году поэтапного повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. При этом автономный округ относится к группе регионов с уровнем заработной платы выше среднероссийского, что объясняется развитием здесь высокодоходных отраслей экономики и повышенными северными коэффициентами к заработной плате. Значительное влияние на среднеокружной уровень заработной платы оказывает оплата труда в организациях топливно-энергетического комплекса, которая превышает среднемесячную заработную плату в целом по автономному округу в 1,5 раза. Очевидные сложности затрудняют реализацию заключительного этапа данного направления, однако в целом можно констатировать, что уровень выполнения Указов на данный момент удовлетворительный.
В этой связи бюджетная политика района на очередной бюджетный цикл будет ориентирована на обеспечение в полном объеме потребности в финансовых ресурсах на указанные цели. Однако для выполнения показателей, помимо увеличения расходов бюджета района, необходимо принять и ряд иных мер, направленных на решение данной задачи.
3. С 2017 года осуществляется реализация 14 муниципальных программ. Решение задач, определённых в муниципальных программах, позволит достичь целей, закреплённых в Стратегии.
Перспективным направлением реализации программно-целевого метода в районе будет работа по внедрению процедур проектного управления в деятельность органов местного самоуправления. С целью внедрения данного направления уже в текущем году для вовлечения граждан, организаций в процесс формирования комфортной и современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование современной городской среды" на сайте Администрации муниципального образования Пуровский район в сети Интернет в разделе "Местное самоуправление" в части города Тарко-Сале создан подраздел "Комфортная городская среда города Тарко-Сале" для непосредственного общения и обсуждения с жителями города вопросов, касающихся их комфортного проживания.
Следует отметить, что в предстоящем трехлетнем бюджетном цикле завершается срок действия всех муниципальных программ. В этой связи главным распорядителям бюджетных средств, являющимся ответственными исполнителями муниципальных программ, необходимо разработать проекты муниципальных программ, взаимоувязанных по задачам, исполнителям, срокам осуществления и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации, автономного округа и Пуровского района.
4. Принимая во внимание преемственность проводимой ранее бюджетной политики района, а также необходимость реформирования системы оказания муниципальных услуг, важным направлением развития общественных финансов в предстоящий трехлетний период является оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг.
В настоящее время муниципальные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг (работ), утвержденными структурными подразделениями Администрации района, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ. Однако, в связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации с начала очередного года муниципальное задание будет формироваться в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами). Данные изменения позволят более оперативно включать новые услуги и работы, необходимые для составления муниципальных заданий муниципальным учреждениям.
При предоставлении услуг населению необходимо содействовать формированию рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию. В очередном бюджетном цикле планируется продолжить реализацию мер по повышению качества оказания муниципальных услуг путем совершенствования нормативной правовой базы по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг.
В целях решения задачи обеспечения поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в Пуровском районе создана рабочая группа, координирующая деятельность структурных подразделений Администрации Пуровского района по реализации мероприятий по оказанию поддержки СОНКО и расширению механизмов такой поддержки.
Участие СОНКО в оказании услуг в социальной сфере позволит обеспечить индивидуальный подход к потребностям получателя услуги, привлечь через каналы СОНКО дополнительные ресурсы в виде средств благотворительных фондов, пожертвований, грантов, внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.
В плановом периоде планируется дальнейшее расширение участия негосударственных организаций в оказании населению услуг в социальной сфере, увеличение объема, доступности и качества социальных услуг, оказываемых негосударственными организациями.
Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг не может осуществляться без пересмотра базовых подходов к оказанию социальных услуг населению. Введение критериев нуждаемости позволит рассмотреть возможность увеличения номинального размера выплат гражданам, которые действительно остро нуждаются в ее получении.
Эффективное использование бюджетных средств прежде всего должно касаться расходов на содержание органов местного самоуправления. В этой связи устанавливается запрет на рост штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
5. Проектный подход при реализации программного бюджета и новые формы финансового обеспечения муниципальных услуг потребуют внесения комплексных изменений в организацию системы муниципального финансового контроля.
Существующая в районе система внутреннего муниципального финансового контроля осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса: от планирования бюджетных ассигнований до представления отчетности, с обязательным контролем результативности, эффективности использования бюджетных средств.
Вместе с этим внутренний муниципальный финансовый контроль нацелен не только на обнаружение соответствующих нарушений, но и прежде всего на их предупреждение.
Для решения указанной задачи необходимо в дальнейшем применять метод мониторинга в отношении финансовой деятельности объектов контроля, что позволит обеспечить интегральную оценку работы каждого отдельного заказчика на предмет эффективности закупок, выявить риски неэффективного использования бюджетных средств на приоритетных направлениях, а также предусмотреть возможность осуществления оперативного контроля при минимуме финансовых и трудовых затрат.
Наибольшее количество нарушений происходит на стадии планирования и обоснования закупок. В этой связи перед органами муниципального финансового контроля стоит задача не допускать такие закупки еще до начала процедуры – на стадии формирования плана закупок и плана-графика. Тем более, что органам муниципального финансового контроля в рамках осуществления контроля дано право в соответствии с пунктом 3 части 27 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" выдавать предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрольной системе в сфере закупок до начала закупки.
К основным задачам в части закупок для муниципальных нужд относится контроль за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями.
В случае несоответствия обоснования закупок форме и порядку, установленным нормативными актами, предусмотрены меры административной ответственности.
Другим важным направлением совершенствования внутреннего муниципального финансового контроля является повышение качества оказания муниципальных услуг. В этой связи в рамках действующего законодательства предусмотрена административная ответственность муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, установлены требования об обязательном возврате средств субсидии в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании. Данный инструмент финансового контроля также будет широко задействован в предстоящем периоде.
6. Реальный сектор экономики Пуровского района является стратегически важным звеном в развитии муниципального образования. Приоритетными видами экономической деятельности являются строительство, транспорт, сфера жилищно-коммунального хозяйства, дорожное и сельское хозяйство, предпринимательство. В непростой экономической ситуации, сложившейся в настоящее время, основной задачей является оптимальное использование имеющихся финансовых ресурсов для максимального достижения поставленных целей. Поддержка и развитие экономического сектора положительно скажется на качестве жизни населения района в перспективе.
Проведение грамотной инвестиционной политики имеет важное значение для экономики района и в перспективе принесёт как социальный, так и экономический эффект.
В период 2015 – 2017 годов наблюдается снижение объёмов бюджетных ассигнований на строительство объектов муниципальной собственности. Если в 2016 году снижение составило 23%, то в 2017 году – 14%. На фоне незначительного улучшения экономической ситуации, позитивной динамики в снижении объёмов инвестиций важнейшим направлением бюджетной политики в очередном бюджетном цикле остаётся привлечение частных инвестиций и развитие муниципально-частного партнёрства. Развитие муниципально-частного партнёрства позволит перераспределить финансовую нагрузку при реализации инвестиционных проектов, обеспечить их быстрое создание в условиях бюджетных ограничений, исключая тем самым долгострои.
Такая ситуация во многом складывается из-за недостаточной эффективности бюджетных расходов на осуществление инвестиционных проектов, основными причинами которой являются:
- отсутствие комплексной и взвешенной оценки конкретных результатов вложения бюджетных средств, в том числе оценки последующих, текущих и эксплуатационных расходов;
- отсутствие нормативных правовых актов и утверждённых проектных документаций, получивших положительные заключения по результатам государственной экспертизы и проверки сметной стоимости объектов капитального строительства;
- наращивание объёмов незавершённого строительства, которое сокращает экономический эффект от использования создаваемых объектов;
- низкая финансовая дисциплина и качество бюджетного планирования.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо осуществление следующих мероприятий:
- определение приоритетности объектов и распределение бюджетных ассигнований таким образом, чтобы в первую очередь было завершено строительство и ввод в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности;
- инвентаризация объектов незавершённого строительства на предмет целесообразности завершения ранее начатых проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и разработка плана мероприятий, направленных на её снижение;
- проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств – достижение целей и решение задач, предусмотренных муниципальными программами, а также на соответствие направлениям социально-экономического развития Пуровского района.
В данной отрасли по-прежнему актуальными остаются вопросы добросовестности подрядчиков, выполняющих работы по муниципальным контрактам, ведения претензионно-исковой работы с подрядными организациями, допустившими нарушения при исполнении контрактов, устранения замечаний по объектам в рамках исполнения гарантийных обязательств. Следует внедрять практику отказа от авансирования оплаты обязательств по муниципальным контрактам. Там, где это необходимо сохранить, исключать случаи необоснованных авансовых платежей с целью сокращения дебиторской задолженности и рационального использования муниципальных ресурсов.
Важным звеном в экономике района являются агропромышленный комплекс и предпринимательство. Субсидирование предприятий агропромышленного комплекса района и концентрация бюджетных ресурсов на наиболее значимых направлениях поддержки будет способствовать дальнейшему развитию традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера.
На территории Пуровского района осуществляют финансово-хозяйственную деятельность 2 308 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 673 предприятия и 1 635 индивидуальных предпринимателей. Поэтому их поддержка остаётся важным направлением бюджетной политики Пуровского района. Создание условий для вовлечения экономически активного населения в предпринимательскую деятельность позволит увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике района, будет способствовать росту реального сектора экономики и уровня жизни населения, поддержанию занятости населения, увеличению поступлений в бюджет Пуровского района.
Дороги общего пользования местного значения являются одним из важнейших элементов городской инфраструктуры. На формирование дорожных фондов будут направлены средства в размере прогнозируемого объёма установленных доходов соответствующего бюджета, которые являются источником формирования дорожного фонда Пуровского района и дорожного фонда города Тарко-Сале.
Приоритетными направлениями расходов дорожного фонда остаются расходы:
- на обеспечение транспортной доступности отдалённых населённых пунктов Пуровского района в зимнее время;
- на содержание автомобильных дорог местного значения с учётом установленных нормативов;
- на производство планово предупредительного, текущего и капитального ремонтов, строительство и развитие сети автомобильных дорог местного значения.
Актуальной задачей в городе Тарко-Сале остаётся оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, решение которой позволит увеличить доходы от акцизов на топливо, поступающих в дорожный фонд города.
В предстоящем трёхлетнем периоде бюджетная политика в области транспорта будет ориентирована на субсидирование организаций-перевозчиков с целью сохранения доступности для населения услуг автомобильного, водного и воздушного транспорта.
С 2016 года в бюджете района на условиях софинансирования предусматриваются средства на предоставление субсидий для компенсации убытков операторам сельской телефонной связи, осуществляющим свою деятельность в отдалённых и труднодоступных сельских населённых пунктах Пуровского района.
Жилищно-коммунальная сфера – стратегически важное направление деятельности, обеспечивающее население необходимыми услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания, оказывающее определённое влияние на социальную стабильность общества. Основной целью функционирования данного сектора экономики является удовлетворение потребностей населения и организаций в доступных по цене и качеству услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Вместе с тем в сфере ЖКХ имеются проблемы, связанные с высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей, непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, с недостаточным развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, с плохим качеством услуг, предоставляемых ими населению, при высокой стоимости этих услуг, с отсутствием надлежащего контроля и регулирования со стороны органов местного самоуправления.
Поэтому важным направлением в бюджетной политике остаётся решение проблемы построения эффективного финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг, который затрагивает вопросы, связанные с приведением объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние, с совершенствованием конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, с развитием управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе муниципально-частного партнёрства, концессионных соглашений, с развитием системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учёта).
Реализация этих направлений будет способствовать повышению удовлетворённости населения района уровнем жилищно-коммунального обслуживания.
Острота проблемы, связанная с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда в районе, остаётся актуальной и приоритетной из года в год. Жильё является одной из базовых ценностей, обеспечивающих экономическую стабильность и безопасность населения. Поэтому в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" продолжится реализация мероприятий, направленных на создание комфортных условий проживания граждан района и формирование рынка доступного жилья. Получателями поддержки за счёт средств бюджета Пуровского района помимо граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, будут молодые и многодетные семьи, специалисты, проживающие в сельской местности.
7. Качество и эффективность формирования бюджетов муниципальных образований в Пуровском районе в значительной степени определяет устойчивость бюджетной системы.
Повышение эффективности системы межбюджетных трансфертов должно обеспечиваться:
- предсказуемыми и комфортными условиями предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям в Пуровском районе;
- повышением ответственности получателей целевых межбюджетных трансфертов за результативность расходования полученных средств на основе установления показателей результативности и контроля их достижения;
- перечислением части целевых межбюджетных трансфертов с использованием механизма "бюджетного аккредитива" под фактическую потребность.
Как и прежде в составе дотаций из бюджета Пуровского района будут предусмотрены трансферты, направленные на стимулирование деятельности органов местного самоуправления по результатам оценки качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Отдельно стоит отметить, что бюджетная политика Пуровского района в области межбюджетных отношений не меняется, что позволяет органам местного самоуправления поселений реализовать преимущества долгосрочного бюджетного планирования. Данный подход будет являться основой для реализации бюджетной политики и на предстоящий бюджетный цикл.
8. В рамках повышения прозрачности бюджета Пуровского района и бюджетного процесса реализуются мероприятия по обеспечению доступности (понятности) бюджетных данных.
Одна из наиболее важных задач открытого бюджета – вовлечение групп бюджетополучателей, экспертного сообщества в обсуждение бюджетов разного уровня. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное – обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
Для формирования значительной аудитории потребителей информации о бюджете в понятной форме необходимо внедрение такого механизма как инициативное бюджетирование.
Инициативное бюджетирование – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а так же в последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
В предстоящем периоде необходимо приступить к внедрению эффективного механизма инициативного бюджетирования в Пуровском районе с вовлечением максимального числа граждан.
Данный механизм позволит не только заинтересовать граждан в информации о бюджете и вовлечь в бюджетный процесс, но и будет способствовать эффективности и результативности использования бюджетных средств благодаря развитию общественного контроля.